Аннотация к рабочей программе воспитания
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является приложением к основной образовательной программе дошкольного образования (далее - ООПДО) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №16" д. Степановская (далее - МБДОУ). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
В основу содержания Программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни.
Программа предполагает интеграцию содержания взаимодополняющих направлений развития и образования детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), на основе таких ценностей, как «Семья», «Здоровье», «Родина», «Труд», «Природа». Через эти ценности будут усваиваться детьми представления о взаимоотношениях в семье, с другими людьми, с самим собой, уважение к труду и стремление помогать взрослым и сверстникам, понимание красоты природы и искусства, желание самому участвовать в создании нового, умение взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях, выражать свое отношение, прежде всего эмоциональное ко всему, что их окружает.
Реализация Программы воспитания основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.
- Цель и задачи Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе;
4) совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры;
5). Создание необходимых условий в ДОО для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников через воспитание ценностного отношения к основам культуры личной безопасности.
6).Использование воспитательного ресурса развивающей предметно-пространственной среды ДОО для гармоничного развития, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, в соответствии с его возрастными, гендерными и индивидуальными особенностями.
7) Объединение воспитательных ресурсов семьи и установление партнерских взаимоотношений между МБДОУ и семьями воспитанников; оказание психолого-педагогической поддержки в повышении компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и образования детей.
8). Формирование позитивных установок к различным видам труда и ранней профориентации посредством трудового воспитания, а так же уважительного отношения к людям разных профессий.
Аннотация к рабочей программе
по образовательной области « Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром)
Основные направления психолого-педагогической работы области «Познание» связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Программа «Ознакомление с окружающим миром» формирует научное мировоззрение дошкольника по трем направлениям: окружающий тебя мир многогранен, интересен и все время меняется.
Данная программа направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы и общества, активизацию словарного запаса, формирование связной речи, формирование обобщённых представлений о свойствах предметов, о расположении предметов в пространстве и дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка.
Цель данной программы – уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.Вся программа состоит из разделов: ознакомление с предметным окружением, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с миром природы (экологическое воспитание).
(Формирование элементарных математических представлений).
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 7 лет. У детей формируют начальные знания о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве, ориентировке во времени.
Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Основная цель программы – практическая реализация задач всестороннего воспитания ребенка, развития его творческих способностей и познавательных интересов. Основными задачами программы являются формирование основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств, которые необходимы ребенку для успешного вхождения в «большую школьную жизнь». Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, ручным трудом у детей развивается воображение, желание создавать красивое изображение. Занятия по декоративному рисованию и аппликации способствуют не только эстетическому, но и нравственному воспитанию. Существенное влияние на нравственное воспитание детей, их социализацию оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности. Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей. Включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления установления сходства и различия предметов, а также обобщения, способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга. На занятиях по изобразительной деятельности у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений руки глаза; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе. В процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на непосредственной образовательной деятельности. В группах детей знакомят с программным материалом, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности.
В программе «Музыка» представлено содержание музыкального воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет. Цель: разностороннее музыкальное образование в соответствии с возрастными возможностями. Репертуар подобран из музыкальных произведений народной, авторской, классической и современной музыки.
Аннотация к рабочей программе по образовательной области
«Физическое развитие».
Рабочая программа разрабатывалась с учетом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий. Предусмотрено удовлетворение социального заказа по физкультурно-оздоровительной направленности в формах, определённых Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
В Рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
В данной рабочей программе представлена модель занятий, разработанная на основе данных о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей средней, старшей, подготовительной группы.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная модель выбрана как наиболее соответствующий требованиям системного подхода и овладения детьми новыми двигательными действиями. Структурной моделью такой системы являются тематические блоки.
Цель - полноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка дошкольника, его физических способностей, «здорового духа» через организацию физической деятельности, отличающийся оздоровительным характером, активным проживанием ребенка данной деятельности, прочувствование предметно — физических упражнений (действий) и сознательным применением их в различных жизненных ситуаций.
Аннотация к рабочей программе по образовательной области
«Речевое развитие»
Центральным понятием данной области программы является понятие «Коммуникация» (от англ. communikate – сообщать, передавать), которое предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.
Коммуникация (общение) с взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:
- собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);
- речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Речевое развитие» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.
Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).